Легендарные комбриги

Евгений Филипских

Евгений Федорович Филипских родился 28 июня 1914 года в украинском городе Мариуполь в семье железнодорожника. После окончания семи классов парень начал работать кочегаром на паровозе, затем учился в железнодорожном техникуме. Позже стал машинистом, мастером по ремонту подвижного состава. Окончил четыре курса Донецкого индустриального института, после чего по партийному набору пошел на политработу в Красную Армию.


Великую Отечественную войну старший политрук Филипских встретил на должности пропагандиста в одном из артиллерийских полков Западного особого военного округа. В первый же день войны город Лида, где базировался полк, подвергся мощной фашистской бомбардировке. В тылу гитлеровцы высадили десант. Филипских получил приказ держать оборону на шоссе. В течение нескольких часов его бойцы сражались с многократно превосходящим врагом, сам политрук вставал к орудию и бил по фашистским танкам. Приказ был выполнен, артиллерийский полк сумел по шоссе вырваться из окружения. Однако силы были неравные, и к концу ожесточенных боев из группы прикрытия артполка в живых осталось только несколько человек, которых Евгений Федорович повел на восток.


Дороги отступления привели Филипских в деревню Бобы Пуховичского района Минской области. Здесь встретились с двумя пограничниками - Сергеем Мальцевым и Виктором Красильниковым. Решили создать боевую группу и бороться с оккупантами. С помощью верного человека - местного ветеринарного врача Трофима Боешко - в глухом лесу, в потаенном месте построили землянку и расположились в ней. Так в сентябре 1941 года появилась новая партизанская группа, командиром которой избрали Филипских. Постепенно обживались на новом месте. Помогли жители окрестных деревень: приютили, обеспечили продуктами, дали оружие, найденное на полях. Всю осень и зиму группа занималась поиском новых бойцов, налаживанием связей в окрестных деревнях, ведением разведки. Партизаны несколько раз обстреливали фашистские машины на шоссе и изучили график движения поездов на железной дороге.


В ночь на 4 мая 1942 года Евгений Федорович повел свою группу на первое серьезное боевое задание. Взрывчатки у партизанской группы не было, но бывший железнодорожник знал, как можно быстро разобрать путь. В итоге паровоз и 27 вагонов с углем и обмундированием полетели под откос. На восьмой день после этого еще один эшелон сошел по разобранному пути в сторону. Диверсии на "железке" следовали одна за другой. Будучи руководителем группы, Филипских пустил под откос 5 вражеских эшелонов, в результате чего было выведено из строя 3 паровоза, 94 вагона.


Вскоре фашисты объявили за поимку партизанского комиссара Филипских большое вознаграждение, и кого-то оно явно заинтересовало. В один из июньских дней 1942 года Евгений Федорович со своей группой отправился на конспиративную встречу со связной в деревню Блужский Бор. Когда партизаны постучались в окно, из-за гумна выскочили фашисты. Филипских начал отстреливаться из пистолета, прикрывая своих товарищей. У самого обрыва реки он был ранен, но сумел броситься вниз, где его подобрали боевые друзья. Пуля прошла буквально сантиметром ниже сердца…


В расположение отряда Филипских пришла направленная в тыл с Большой земли диверсионная группа Шклярика. У нее были толовые шашки, магнитные мины, рация и газеты из самой Москвы. Вскоре в партизанском отряде появилась и связь с Большой землей.


Этот эпизод описывает в своей книге "От Белого до Черного" И.Н.Артемьев: "Связь белорусских партизан отличалась широкой разветвленностью и высокой надежностью. Здесь не были страшны частичные ее потери из-за поломки аппаратуры. На выручку всегда могли прийти соседи. Вспоминается один несколько курьезный случай. На мое имя поступила как-то записка от командира бригады "Пламя" Героя Советского Союза полковника Е.Ф.Филиппских. Комбриг писал: "ЦШПД прислал никудышного радиста, из-за плохой подготовки он сломал станцию". Я знал, что в "Пламя" направлен Ф.С.Стук, хороший специалист. Видимо, у него что-то случилось с рацией. Я распорядился связаться с бригадой через одну из расположенных поблизости от нее станций. Комбриг, человек решительный и инициативный, опередил. Он привез к себе от соседей радиостанцию и радиста, связался с Москвой. Вместе с коллегой Стук быстро привел в порядок свою рацию. У нее сбилась при приземлении на парашюте градуировка приемника. Когда все это выяснилось, связь была налажена, я пообещал комбригу прислать нового радиста. Он категорически отказался, заявив, что Стук его вполне устраивает, что это хороший, знающий парень. Ф.С.Стук пробыл в бригаде до конца боевых действий".


Гром партизанских взрывов звонким эхом пронесся по всей округе. В лес к народным мстителям потянулись люди. По решению Минского подпольного межрайкома партии группа Филипских была преобразована в партизанский отряд "Пламя", вошедший в бригаду "За Родину", которой командовал майор А.К.Флегонтов.


В ночь на 9 октября 1942 года совместно с отрядом В.Тихомирова партизаны Филипских провели операцию по захвату и взрыву охраняемого гитлеровцами железнодорожного моста через реку Талька. Артиллерия била по станции Талька, где стоял эшелон с живой силой противника. Штурмовые группы ворвались на мост и подорвали его. В ту же ночь группы прикрытия пустили под откос два эшелона. В результате действий партизан железная дорога Минск - Бобруйск бездействовала целых 14 суток. За эту операцию Евгений Федорович Филипских был награжден орденом Красного Знамени.


В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится наградной лист, подписанный начальником Белорусского штаба партизанского движения Петром Захаровичем Калининым. Вот выдержка из этого документа: "С октября 1942 г. по 1 мая 1943 г. отрядом под руководством Филипских проведена 61 боевая операция; пущено под откос 45 эшелонов противника, при этом разбито 42 паровоза, 700 вагонов. В результате крушений движение поездов задержано более чем на 600 часов. Взорвано 2 железнодорожных моста на участке Талька - Блужа, движение задержано на 14 суток. Уничтожено 14 мостов на шоссейных дорогах Минск - Могилев, Минск - Бобруйск. Разгромлены 2 волостные управы и гарнизон противника Пуховичского района. Сожжены 2 предприятия местной промышленности, работавшие на немцев. Убито более 200 солдат и офицеров".


"Немецкое командование неоднократно пыталось разгромить "Пламя" или хотя бы оттеснить его подальше от железной дороги, - писал уже после войны секретарь Минского подпольного обкома Компартии Белоруссии, командир партизанского соединения, Герой Советского Союза Р.Н.Мачульский. - Однако все эти попытки заканчивались провалом… Этот отряд, если можно так сказать, специализировался на подрыве вражеских эшелонов, в нем выросли опытные кадры минеров, диверсантов. Эти люди отличались боевой инициативой, творческой выдумкой".


Когда погиб командир бригады "За Родину" Алексей Флегонтов, на Филипских легла большая ответственность - теперь он был назначен командиром бригады численностью 250 человек. 5 июня 1943 года отряд "Пламя" был преобразован в самостоятельную бригаду. Тогда Филипских срочно вызвали в Москву, где он участвовал в заседании бюро ЦК КП(б)Б, на котором был выработан план будущей всеобщей партизанской операции по названием "рельсовая война".


Вернуться в бригаду Филипских смог только в июле 1943 года. Вернулся не с пустыми руками - из Москвы комбриг привез большое количество взрывчатки и другого оружия. Лето и осень 1943 года бригада "Пламя" провела в многочисленных боях на железной дороге. Новый 1944 года Евгений Филипских встретил в звании полковника.


В представлении на внеочередное воинское звание, подписанном руководством Белорусского штаба партизанского движения, отмечено: "Филипских показал себя смелым, решительным, волевым и инициативным командиром. Хороший организатор масс. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава бригады и местного населения".


Перед операцией "Багратион" партизаны бригады Филипских провели масштабную операцию под названием "Весенний концерт". Целые железнодорожные пикеты оставались без рельсов. Заодно партизаны совершали налеты на фашистские охранные блокпосты и станции. В период "рельсовой войны" партизаны подорвали более полутора тысяч рельсов. Партизанская бригада "Пламя" под командованием полковника Филипских провела более 140 операций против вражеских эшелонов на участке железной дороги Минск - Осиповичи.


21 июня 1944 года бригада "Пламя", руководимая Филипских, в полном составе вышла к железной дороге Минск - Осиповичи. Когда показался эшелон с фашистскими танками и техникой, в ход вступили минометы и бронебойные ружья. Многие танки и платформы были подожжены, а сам эшелон спущен с рельсов. В это время к месту боя подошел фашистский бронепоезд и открыл огонь. Партизаны успели перед ним взорвать полотно и отойти в лес. А специальная диверсионная группа взорвала дорогу в километре позади бронепоезда, и монстр на колесах оказался в "мешке", в котором пребывал семь дней.


В первых числах июля 1944 года бригада "Пламя" под командованием полковника Филипских соединилась с частями Красной Армии. Вместе с воинами 2-го Белорусского фронта 2 июля 1944 года партизаны штурмовали город Марьина Горка и районный центр Пуховичи. Многие из них влились в кадровые подразделения и погнали врага на запад, другие возвращались к мирному труду, к восстановлению разрушенного войной.


Последний приказ за № 52 Филипских отдал 1 сентября 1944 года. В нем говорилось о расформировании бригады. А немного ранее, 15 августа, за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Беларуси полковнику Филипских Евгению Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Эту огромную радость омрачала тяжелая весть, полученная им из Донбасса: за подпольную патриотическую деятельность гестаповцами был казнен в Мариуполе его отец.


В послевоенный период Евгений Федорович работал заведующим транспортным отделом Минского областного комитета КПБ. Тяжелые ранения, невзгоды и лишения, перенесенные в годы войны, давали о себе знать. Евгений Федорович Филипских умер 14 июня 1953 года, не дожив до сорока лет, он был похоронен на Военном кладбище в Минске.


Память


На доме № 11 по улице Московской в городе Минске, где жил герой, установлена мемориальная доска.

Вернуться к списку

© Проект БЕЛТА, 2015.

Разработка и поддержка сайта БЕЛТА
Участник Интернет-премии ТИБО-2015