Воспоминания участников

"Партизанские" авиаторы

В начале 1944 года для работы с партизанами Ушачской зоны была привлечена 314-я авиадивизия, что входила в состав 3-й воздушной армии. Наибольшее количество вылетов к партизанам совершили летчики 389-го полка. Командовал им полковник Черкасов, авторитетный и опытный командир. Летчики и штурманы летали в сложных погодных условиях, преодолевали заслоны немецких зенитных батарей и ночных истребителей.

Много полетов было сделано на аэродромы Ушачи, Плина, Заборье, Бегомль, Ольховка. Летчики находили посадочные партизанские площадки, обозначенные кострами. Привозили с Большой земли оружие, боеприпасы, взрывчатку. Из партизанских зон эвакуировали раненых и детей. Они дерзко садили самолеты на лед озера, выполняли ответственные задания по высадке разведчиков в тыл врага. 

В середине марта над территорией Ушачского района немецкие истребители сбили советский самолет, доставлявший груз партизанам. За годы Великой Отечественной войны подобное случалось не раз. Советские летчики поддерживали связь народных мстителей с Большой землей, часто рискуя собственной жизнью.

Из воспоминаний бывшего летчика особого авиатранспортного полка А.Плешука

16 марта 1944 года мы взяли на борт самолета 2 тонны груза и в 22 часа вылетели в район Бегомля, чтобы доставить груз партизанам. Прошли Полоцк, примерно в 23 часа в районе деревни Клопы Ушачского района попали в зону охранения немецких истребителей Ме-110. Пулеметно-пушечной очередью наш самолет был сбит. На высоте 2 тыс. метров загорелся левый двигатель, левое крыло было оторвано, вырван левый борт, самолет загорелся. Я и бортовой техник Рябов выбросились с парашютом из самолета, который пылал и начал падать. Нас обстреляли немецкие истребители, но нам посчастливилось остаться в живых. Приземлились в километре от деревни Клопы.

Эти места контролировались партизанами бригады "Алексея". Нас перебросили в деревню Великие Дольцы, где размещался штаб бригады. Туда же доставили и обгорелые тела членов нашего экипажа Борды, Лещенки и Тарасюка. Похоронили их в Великих Дольцах на краю леса.

Из воспоминаний бывшего летчика особого полка А.Агапова

К партизанам мы летали с прифронтового аэродрома Старая Тропа. На самолетах Р-6 летали с посадкой. Когда получили самолеты СБ, начали доставлять грузы в мешках на парашютах. Позже мы освоили доставку грузов на партизанские аэродромы с помощью планеров А-7, которые брали больше грузов, чем самолет. Для летчиков такие полеты были самыми сложными. За замок, который находился под фюзеляжем самолета, планер цеплялся тросом длиной 80-100 метров. Планерист в полете ориентировался по силуэту самолета или выхлопному моторному пламени. Поэтому для таких полетов необходима была хорошая видимость. Невозможно было зайти в облака, маневрировать /Памяць. Ушацкі р-н/.

За время оккупации Беларуси советские летчики совершили 5945 вылетов к партизанам. Они доставили в тыл врага 2403,4 т различных грузов, перевезли с Большой земли 2626 человек и вывезли из партизанских зон около 9 тыс. человек.
Вернуться к списку

© Проект БЕЛТА, 2015.

Разработка и поддержка сайта БЕЛТА
Участник Интернет-премии ТИБО-2015