Воспоминания участников

Партизанский подарок к юбилею Гитлера

Из воспоминаний бывшего командира подрывной группы отряда "Мститель" В.Шкляра

Было это весной 1944 года, когда фашистские вояки готовились к празднованию юбилея Гитлера. Готовилась отметить боевыми делами этот день и наша комсомольская подрывная группа. Командир отряда "Мститель" Сапов, комиссар Прокофьев и политрук Шамшин поставили перед нами задачу - взорвать железнодорожное полотно на участке пути Столбцы-Негорелое.

Получив боевую задачу, подготовили оружие, запаковали в деревянный ящик 5 кг тола и вышли в обозначенный район. Сделали небольшую остановку в деревне Аталезь, где добавили к "подарку" фюреру еще 2 кг тола, выплавленного со снарядов. Пошли дальше, проявляя осторожность и внимательность, обошли деревни Боханы и Слободу, в которых стояли немецкие гарнизоны, встретились с нашим связным Николаем Шкляром. Связной доложил нам обстановку на железной дороге и показал наиболее безопасное место для установки мины.

Железная дорога Брест-Минск, по которой круглосуточно шли вражеские эшелоны на фронт, тщательно охранялась немцами. Мы знали, как непросто будет выполнить приказ командования.

Решили поставить мину в районе Кучкуновского леса. Приблизившись к просеке, присели и прислушались. Вскоре с двух сторон послышались шаги патрульных. Они парами шли навстречу друг другу. Остановившись, поговорили, и снова разошлись в разные стороны. Когда шаги патрулей затихли, командир группы Николай Кульша предупредил, что на железнодорожное полотно будем выходить только под шум поезда. Дальше каждому выполнять свою конкретную задачу.

Через несколько минут послышался шум поезда, идущего со Столбцов. Когда паровоз прошел мимо нас, мы по команде подготовились к выходу на заданный рубеж. Но наш план в этот раз не удался. Только собрались выйти, как впереди раздался взрыв, и паровоз окутало густым паром. Мы поняли, что другая группа преподнесла сюрприз гитлеровцам.

Нам пришлось покинуть выбранное место и отойти в лес. Посоветовавшись, решили поставить мину на крутом повороте дороги, который находился на пути за Задворьем…

Вот и крутой поворот. Выбрав момент, когда вблизи никого не было, подрывники Левицкий, Дергай и Григорович под прикрытием группы быстро подползли к железнодорожному полотну и умело поставили мину под рельсу, старательно замаскировав ее. Место для установки мины было выбрано удачное: крутой поворот, на котором поезд медленно движется под гору, высокий склон. Не прошло и 20 минут, как ночную тишину нарушил движущийся тяжелый эшелон. Будто предчувствуя опасность, загудел паровоз.

Затаив дыхание, мы ждали взрыва, и у всех засела только одна мысль - хоть бы взрывчатка не подвела. И вдруг в темноте ослепительно полыхнуло пламя, громыхнул небывалой силы взрыв. Стали рваться снаряды, вагоны полезли друг на друга, окутанные пламенем, груженые "Тиграми" и бронетранспортерами, летели под откос. В этот самый момент в завал врезался эшелон, который шел навстречу.

На рассвете мы пришли в отряд. Командование поздравило группу с успешным выполнением боевого задания. Как потом было установлено разведкой, в ту ночь мы уничтожили два вражеских эшелона, 10 платформ с танками, 4 вагона с боеприпасами, 10 платформ с бронемашинами. Было уничтожено свыше 300 м железнодорожного полотна. Движение на дороге было остановлено более чем на сутки /Памяць. Стаўбцоўскі р-н/.

Вернуться к списку

© Проект БЕЛТА, 2015.

Разработка и поддержка сайта БЕЛТА
Участник Интернет-премии ТИБО-2015